Велопоход по Приазовью, июль 2016

Мы живем недалеко от моря, около 250 км, и идея отправиться в велопоход к морю посещала нас с тех самых пор, как мы купили велосипеды. Некоторые наши знакомые рассказывали, что доезжали до моря за один день. Это здорово, но мы не настолько хорошо подготовлены физически для такого марш-броска. Поэтому план нашего велопохода — просто ехать и смотреть, что у нас получится. Кроме этого в планах было фотографировать ночное небо, и это тоже корректировало наш распорядок дня. Но обо всем по порядку.

Мы всегда обращаем особое внимание на правильный выбор погоды для похода. По моему мнению, это 50% успеха любого похода. В этот раз прогноз обещал существенное снижение температуры, умеренный ветер с севера, который будет толкать в спину, облегчая нам путь, хорошую прозрачность и ясные ночи – для ночных съемок, кучевые облака днем – для хорошей защиты от солнца.

Маршрут велопохода мы нарисовали в навигаторе в телефоне, буквально за час до выезда. Выехали вечером и за два часа, оставшиеся до заката, проехали первые 35 км. Дались они довольно легко, и это воодушевило нас. Первую стоянку выбрали еще дома и довольно удачно. Дело в том, что в наших степях все пространство занято полями. Иногда за несколько часов не попадется ни одного достойного места, чтобы остановиться в тени деревьев – только поля, разделенные узкими посадками, которые тоже редко подходят для того, чтобы устроить лагерь.

priazov_velo1

Остановились в пологом овраге, отделенном от поля широкой, почти непроходимой посадкой. Трава настолько густо покрывала здесь землю, что казалось, что ты идешь по батуту.

рис с грибами на ужин

Пока Олег устанавливал палатку,  я взялась за приготовление ужина – сегодня у нас рис с белыми грибами. Сушеные белые грибы мы привезли из Карпат, так же как и этот рецепт. После ужина Олег начал «пристреливаться» к звездам. Я понаблюдала за его результатами некоторое время и ушла спать.

Приазовье - утренний вид из палатки

Утро было великолепное, прохладное, ясное и какое-то пронзительное. На завтрак я запланировала пожарить блинчики. Это был первый мой эксперимент – получилось по-домашнему вкусно, и сам процесс приготовления мне очень понравился. Я устроилась на поляне с видом на бескрайние приазовские поля и не торопясь жарила маленькие блинчики, попивая горячий ароматный кофе.

Как я уже говорила, ночные фотосессии вносят свой ритм в нашу поездку. Выехать рано утром не получается, если лег спать на рассвете. Но погода была прохладная, к 11-12 часам нагоняло много кучевых облаков, поэтому днем ехать было вполне комфортно.

Маршрут наш пролегал по второстепенным дорогам, часто даже по грунтовкам вдоль полей. Вокруг была неимоверная красота – столько пространства и воздуха. Какая же красивая у нас страна. Золотые поля созревшей пшеницы сменялись ярко-желтыми подсолнухами и серебряными кисточками кукурузы. Дух захватывает от этих видов – от горизонта до горизонта.

Приазовье, подсолнухи

По пути мы проезжали села, иногда попадались совсем заброшенные. Но большинство сел многолюдны и по-хозяйски ухожены. Нас удивило большое количество детей и молодежи в селах, вот этого я никак не ожидала. Везде нас встречали очень приветливо, расспрашивали, откуда и куда мы едем. Самый популярный вопрос – почему едем по такому захолустью, а не по центральной трассе. Вообще-то нам очень понравился маршрут – машин почти не было, мы ехали в свое удовольствие, часто даже рядом друг с другом. Дороги в основном неплохие, а даже если попадались участки с плохим покрытием, то отсутствие автомобильного трафика позволяло проезжать их в любом месте дороги.

прессованные тюки сена, как в "Ну, погоди!"
Прессованные тюки сена, как в «Ну, погоди!»

Местность в этой части холмистая и дорога постоянно, то взбирается вверх, то ныряет вниз. Педалить вверх конечно утомляет, но зато весело нестись на большой скорости вниз.

Ближе к вечеру начали искать место под стоянку. Но ничего вокруг не подходило, сплошные поля и узкие заросшие посадки. По навигатору нашли впереди место, которое «не было полем», правда близко от села, но больше все равно ничего не было. Приехали туда уже в сумерках. Оказалось что это сад, да не просто сад, а шелковичный сад, полный спелой шелковицы! Вот это неожиданная удача. Сад заброшен, зарос и не охраняется никем. Я никогда раньше не видела и даже не слышала о шелковичных садах. Единственная проблема была — не испачкать нашу ярко-зеленую палатку, фиолетовые пятна от шелковицы не будут ей к лицу. Тут нам пригодились новые китайские пончо – одного вполне хватило, чтобы накрыть палатку. Люблю я многофункциональные туристические вещи!

За нашим лагерем раскинулось море золотой пшеницы – вот это и есть настоящий украинский флаг.

Приазовье, пшеничное поле - настоящий украинский флаг

На следующий день проехали Молочанск – самый крупный населенный пункт на нашем маршруте. Правда, ничего, кроме сильно разбитых дорог мне не запомнилось. После него поехали по восточному берегу реки Молочной в сторону Старо-Бердянского леса.

На этом участке дорога уже перестала холмиться, и ехать было намного легче. Однако, как оказалось, что без постоянного аттракциона «вверх-вниз» стало скучновато и от этого только сильнее устаешь. Вот такой казус!

Вдоль дороги часто встречались большущие гнезда аистов. Может это из-за обилия аистов в селах было так много детворы?:)

Одно гнездо было прямо возле дороги и мы остановились сфотографировать – это между прочим, птенцы!

Приазовье, аисты

Ночевка запланирована в Старо-Бердянском лесу. После посещения Алтагирского лесничества в прошлом году, мне очень хотелось побывать в Старо-Бердянском лесу. И вот моя мечта сбылась.

Старо-Бердянский лес или дачи — это еще одна часть Приазовского лесного хозяйства, включающего в себя также и Алтагирский лес. Старобердянское лесничество, или как его тогда называли Бердянская лесная плантация, было заложено в 1846 году. При лесничестве действовала школа лесоводов и садоводов, где обучались мальчики из окрестных сел. А в 1867 году лесничество даже получило бронзовую медаль на всемирной выставке в Париже за уникальную коллекцию древесных пород.

Старо-Бердянский лес

Уже на закате подъехали к лесу. Проезжая вдоль него казалось, что там, за этой стеной деревьев, какой-то другой, заповедный мир. Там было очень шумно – всевозможные звуки, толи птиц, толи зверей, смешивались в симфонию, концерт, на который мы пока не попали. Когда же свернули с трассы на лесную дорогу, заросшую высокой травой по плечи, все звуки стихли. Как будто все замерли от нашего вторжения. Мы нашли укромное место для стоянки. И как только устроились, кто-то снова включил звук – вокруг нас кричали неизвестные птицы или звери, жужжали огромные жуки и мы поняли, что стали частью этого леса. Нас признали за своих, по крайней мере до утра.

Этой ночью погода начала меняться – небо заволокло высокой дымкой и ночные фото были отменены. Сегодня ночью выспимся и возможно завтра сможем выехать пораньше. Мечты-мечты, конечно снова выехали поздно.

На следующий день погода продолжала хмуриться и после обеда пролилась на нас дождем. Под первыми каплями дождя, мы удачно заезжали в Приазовское, и успели спрятаться в придорожном кафе. Почти полтора часа шел дождь, а мы здорово отдохнули, попивая холодное пиво.

С первыми лучами солнца дорога просохла и мы поехали дальше.

Эта часть дороги нам не понравилась — очень не комфортная для велосипедиста. Она ведет к курортным селам – Приморский Посад и Новоконстантиновка. Дорога узкая, разбитая, а трафик плотный и обочины почти нет.

Но справа уже показались вентиляторы ветро-электростанции – нашего пункта назначения.

Ботиевская ВЭС

Ботиевская ВЭС – самая крупная ветроэлектростанция на территории Украины и одна из крупнейших в Европе. Ее мощность составляет 200 МВт, количество ветроустановок – 65, станцию обслуживает всего 15 человек. Строительство станции начали в 2011 году, а в 2014 закончили вторую очередь. Ветряки просто огромные – как великаны из сказок, высота башни – 94 метра, размах лопасти – 110 м, а вес – 12 тонн и делает она 13 оборотов в минуту! Это производит впечатление, особенно когда стоишь прямо под движущимися лопостями. Поначалу мне даже было немного страшновато.

Ветрогенераторы вдоль дороги

Установки расположены прямо в полях, вдоль береговой линии моря. В этом месте, по исследованиям, самая благоприятная ветровая ситуация. Средняя скорость ветра здесь составляет 8 м/с.

Ну и конечно, это просто очень красиво!

Ветрогенераторы Ботиевской ВЭ

Особенно необычными получились ночные фотографии – у нас было ощущение, что мы находимся внутри новогодней елки с включенной гирляндой.

палатка на фоне ветрогенераторов

Дальше наш путь лежал вдоль побережья к Степановской косе. Мы хотели проехать именно по обрывам над морем. Почти вдоль всего берега проходят полевые дороги – в основном это поля пшеницы, которые и создавали эту классическую картинку — визитную карточку Южной Украины – золотое поле и синее море.

Приазовье - пшеничное поле и море

Комбайн собирает пшеницу под ветрогенераторамиДорога вдоль полей идет прямо над обрывом, а ответные глиняные стены обрывов в этих местах достигают 15-20м. Довольно страшно проезжать по самому краю, особенно когда видишь места, где земля потрескалась или обвалилась.

Приазовье -обрывы вдоль полей

Встречались выкопанные экскаватором спуски к морю – это жители ближайших сел сделали для себя возможность покупаться. А то несправедливо получилось, живут на берегу моря и даже покупаться в нем не могут.

А иногда на обрыве была привязана веревка/канат, по которой, наверно, кто-то спускается к воде. Я бы не рискнула.

Но самое страшное ждало нас впереди. Дорога закончилась и перед нами простиралось распаханное поле. Самонадеянно решив, что сможем его проехать, а также что за этим полем обязательно должна быть дорога, мы поехали по полю.

Приазовье -обрывы вдоль моря

Скажу вам честно, ехать по распаханному полю на груженном велосипеде удовольствия мало. Правда до этого я думала, что это вовсе невозможно. Проехав около километра мы выдохлись и пошли пешком. А дойдя до конца поля, поняли – «мы попали» — дороги дальше не было. Дальше ехали/шли уже по пшенице. И страшно было уже не то, что это очень тяжело, а то, что нас просто съедали комары. Их были сотни, они облепили нас, а мы даже не могли отмахиваться от них, ведь руки заняты рулем велосипеда.

В общем, эти 7 км до ближайшего села, Мироновка, были самым трудным испытанием за весь поход. Фотографий, конечно, не осталось, не до них было. Выехали мы в Мироновку на закате – грязные, покусанные и «убитые» от усталости, вся одежда и обувь в репьяхах. Нашли магазин, закупили продуктов, пива и воды и сели на лавочку, отдыхать. Судя по нашему состоянию, мы не могли уже ехать дальше, надо придумывать, где стать на ночь. Хотелось бы стоять у моря, но мысль о комарах приводила нас в ужас. Но отдохнув, решили попробовать доехать до места назначения. Хотя солнце уже село, двинули в путь с новыми силами и до темноты проскочили еще 15 км, доехав все таки до Степановской косы.

Тут начинается пляжная часть нашего похода.

Степановская коса

Степановская коса — это великолепное место, нам очень понравилось – отличный пляж, чистое море, близко село с магазинами, людей мало.

Утренний вид из палатки на Степановской косе

Что можно рассказать про хороший пляжный отдых? Солнце жарит, море чистое и теплое. Ночь спали в палатке, с рассветом на пляже, а когда становилось совсем жарко – под тентом сделанным все из того же китайского пончо и штатива.

пляжный тент из пончо от дождя и штатива

Пляж на Степановской косе

Рядом было вот такое живописное поле с большими тюками соломы.

Круглые тюки соломы

Поле с круглыми тюками соломыПоваляв таким образом «дурака» два дня, на рассвете третьего собрали вещи и рванули в сторону Кирилловки. Электричка, на которую хотели успеть, отправлялась из Акимовки в 9-30. До Акимовки 60 км.

В предрассветной прохладе ехать очень легко и приятно. Мы проехали пустую заповедную Степановскую косу, прошли по берегу пересохшее гирло Молочного лимана, пролетели спящую Пересыпь.

Пересохшее гирло Молочного лимана

На трассе от солнца нас прикрывали посадки вдоль дороги и ехать было все еще комфортно. И только уже перед самой Акимовкой Солнце поднялось достаточно высоко, чтобы жарить наши головы. И мы в полной мере почувствовали, как тяжело ехать под палящим Солнцем, оно буквально прижимает тебя к асфальту многотонным грузом и усталость становится просто невыносимой. Хорошо, что нам оставалось всего несколько километров. Вот и вокзал, забрасываем велосипеды в электричку, через три часа мы будем дома.