Дежавю на Чатырдаге и другие приключения в Крыму

Этот поход во многом перекликается с походом на Чатырдаг в декабре 2013. Такое повторение не планировалось, и тем сильнее было чувство дежавю, когда события и состояние природы повторялись, волшебным образом возвращая нас в прошлое. Южная Демерджи и Чатырдаг — это все что мы смогли пройти по такой погоде. Но обо всем по порядку.

Последний раз мы были в Крыму в феврале 2014 года, за несколько дней до начала известных событий. Следующие два года мы не ездили на полуостров и думали, что уже и не поедем. Но тоска по любимым местам и любопытство толкали нас своими глазами посмотреть на обстановку вместо того, чтобы верить двусторонней пропаганде.

Обычно мы стараемся ловить лучшую погоду, однако в этот раз у нас уже оставалось мало времени для маневра перед отъездом на Ликийскую тропу. Поэтому мы поехали, несмотря на ухудшающийся прогноз погоды. Мы ехали в надежде увидеть и запечатлеть на фото необычные состояния природы, уникальный свет, контрастность и пограничность времен года. Но обо всем по порядку.

Неопределенности проезда, прохождения границы, таможни, запреты на вывоз продуктов, несколько пересадок и почти 12 часов пути – все это было ошеломляющим контрастом к легкости прошлых поездок в Крым. Очарование и простота «докрымнашевских» походов исчезли.

Но подробности дороги я опущу, не об этом мой рассказ.

Ж/д вокзал в СимферополеДорога на нижнее плато Чатырдага

По прибытии в Симферополь оказалось, что междугородние троллейбусы не ходят, только №1. Нас это вполне устроило, потому что подниматься мы запланировали из Перевального.

Приятная поездка на единичке, сразу погрузила нас в прошлое – знакомые виды за окном, предвкушение похода. С конечной до начала нашего маршрута пришлось пройти километр по трассе. Свернули и сразу первое препятствие – Ангара.

Переход через АнгаруВ прошлый раз мы были здесь в декабре, воды было мало. Теперь ее было побольше. Переход речек по камням не самая моя сильная сторона, но я справилась.

Крымская примулаМы вошли в лес, а там весна в самом разгаре. Подснежники уже почти отцвели, все больше ковер желто-коричневых листьев покрывается свежей зеленью.

Крымский подснежникПо мере продвижения вверх подснежники сменили синие пролиски и зеленой травы стало меньше.

Крымский пролисокМы пропустили поворот и вскоре оказались в тупике – дальше каменистая теснина Орлиного ущелья, которую не пройдешь без снаряжения. Дорога на нижнее плато ЧатырдагаБодрые и уверенные в себе мы решаем не возвращаться, а взять почти 50-градусный подъем штурмом. Сыпуха вперемешку с мокрой землей плохо держала ноги, листва скрывала опасные участки. Но на склоне росли большие и маленькие деревья, что и помогло нам его одолеть. Впечатлений масса, и ни одной фотографии. Выбравшись наверх, мы узнали место на тропе, которое затормозило нас в прошлом зимнем походе – скользкий от выходов воды, наклонный каменный склон. Благо сейчас не было мороза, как тогда, и камень был просто мокрый.

Прошлый декабрьский подъем на Чатырдаг по этой тропе был довольно рискованным – было морозно, земля и камни были покрыты слоем льда и мокрого снега. С таким покрытием тропа по Орлиному ущелью показалась мне тяжелой. В этот раз снега и дождя не было, мороза пока тоже, поэтому я думала, что подъем будет легким. Но мы нашли приключение для себя в виде этого крутого склона без тропы. Умеем разнообразить свою жизнь.

Сон-трава на фоне ПеревальногоВыше по склону появились, очаровательные в своей беззащитности, букетики сон-травы. Они затормозили наше передвижение не хуже крутого подъема – в мальчиках проснулись фотографы. В конце концов, преодолев несколько фотосессий, мы выбрались на плато.

Подъем на нижнее плато ЧатырдагаЗакат предложил нам задуматься о ночлеге, и мы поставили палатку прямо на склоне с видом на долину Ангары, по которой в сумерках полз туманный язык.

Из весны в зиму — мороз и иней

Иней из палаткиУтро обрадовало нас ветром и туманом. От вчерашней весны не осталось и следа. Температура уже опустилась до -5. Выглянув из палатки в щелочку, я поняла – наши робкие мечты о красивом инее начинают сбываться. И непонятно радоваться этому или наоборот.

Платки и трава в инееВетер пробирал насквозь, туман обступал со всех сторон, трава белая от инея – дежавю – признак декабрьского похода не отпускает нас.

Цветы в инееЧтобы позавтракать идем к роднику Туз-Чешме, что недалеко от турбазы Точка. Тут хорошо, ветер сюда не достает, и мы с удовольствием пьем чай и кушаем.

Завтрак у родника

После завтрака-обеда идем по восточной тропе к Тисовому ущелью. Ветер и туман превратили окружающий пейзаж в зимнюю сказку. Кусты, деревья и трава – все было покрыто плотным инеем от 1 до 5 см.

Иней на веткахТуман обволакивал и усиливал ощущение нереальности. Мы только восхищенно вздыхали каждую минуту от все новых и новых красот, выступающих и снова прячущихся в туман.

дорога в туманеПо поводу дальнейшего маршрута мнения разделились – я хотела пересечь плато, чтобы подняться на Эклизи-Бурум с западной стороны. Олег больше склонялся идти на Ангар-Бурум. В итоге мы свернули после Тисового на запад и бродили часа полтора без тропы, пытаясь хотя бы соблюдать нужное направление. Мне понравилось, все вокруг было таким загадочным и красивым – воронки с огромными буками, причудливые фигуры карста,  шапки можжевельника, порытые плотным инеем.

Замерзший лесТуман не позволял видеть дальше 50 метров и только навигатор подтверждал, что мы не ходим по кругу. Но мы быстро устали, да и солнце уже садилось. Наверно из-за того, что мы не определились, куда хотим выйти, мы и не нашли дорогу, а может ее там и вовсе нет. Хотели найти компромисс, но компромисс, как известно, это решение, которое не устраивает обе стороны.

Выйдя на пригодную для стоянки поляну, решили ставить палатку. Горячий ужин нам сегодня не светил – забрались в палатку, слопали сухпаек, запили ледяной водой и спать. Кстати о воде, весь поход мы пили эту холодную воду, часто даже со льдом, но никто из нас не заболел и даже не почувствовал недомогания. Вот она – консолидация ресурсов организма в действии.

температура минус 5

Весь поход пьем замороженную воду и не заболелиТемпература почти весь день была минус 6. Мы были готовы к минусовым температурам по ночам, поэтому не замерзли. Всю ночь по палатке шуршали какие-то осадки и мы гадали, то ли пошел снег, то ли иней сыпется с деревьев. Если это снег, то и так невнятные тропинки занесет, и мы отсюда не выберемся.

Восхождение на Ангар-Бурум и приятная встреча

Утром оказалось, что все таки снег. Но не очень сильный, поэтому шанс выбраться у нас был. Через час мы вышли на открытое пространство, туман разошелся, открыв вид на верхнее плато Чатырдага и на две натоптанные тропы, расходящиеся в разные стороны – в сторону Ангар-Бурума и на запад.

Верхнее плато Чатырдага в туманеНашли в кармане монету – пусть она решает куда идти. Выпал Ангар-Бурум. Погода налаживалась, редкие снежинки все чаще освещались ослепительным солнцем. Иней сиял в контрасте с глубоким и теплым желтым цветом травы. Именно о таких видах мы и мечтали.

Чатырдаг в инее

Фотограф и Чатырдаг

Волна верхнего плато ЧатырдагаОднако погода баловала не долго, и скоро нас снова заволокло туманом. Подъем показался нам очень тяжелым, но одолели мы его быстро.

Туристы на подъеме на Ангар-Бурум

Тропа на Ангар-Бунун в туманеНа вершине нас встретил пронизывающий ветер. В сочетании с морозом и промокшими ногами это не дало нам долго отдыхать, мы побежали вниз, чтобы согреться. Но ветер почти сразу утих и туман снова разошелся, по плато шли не торопясь, наслаждаясь видами.

Шар на Чатырдаге

По верхнему плато Чатырдага

Сон-трава в снегуВетрозащита на Чатырдаге в виде сердцаВ начале спуска увидели первого за этот поход человека, рядом с каменным укреплением от ветра, что встречает всех, кто поднимается на Чатырдаг с Ангарского перевала. Мужчина ответил на наше приветствие и рассказал, что это сооружение – его детище, он делает его уже 22 года подряд. Я так привыкла к этим каменным стенам, что даже не задумывалась, кто их сделал. Это удивительная встреча!

Создатель ветрозащиты  на ЧатырдагеВячеслав очень интересный человек со множеством званий и регалий, известный в мире спорта. Каждую зиму он приезжает из Симферополя, чтобы реставрировать эту монументальную защиту от ветра. Говорит, что за лето ее разбирают по камушку и каждый год, приходится начинать практически заново. В этом году он придал ей форму сердца и увеличил стены до метра в толщину. Ребята помогли ему – перетащили несколько огромных камней, с которыми он не мог справиться в одиночку.

Наша посильная помощь в строительстве ветрозащитыМы общались почти час, но потом спохватились, что надо идти дальше.

kr1627Спустк с Чатырдага и дорога на Южную Демержджи

Погода окончательно наладилась, ветер стих и небо прояснилось, хотя мороз не отступил. Нас окружали неимоверно красивые и удивительные в своей необычности картины, яркие, непривычные краски. От восхищения перехватывало дыхание, даже не верилось, что нам повезло застать такую красоту.

kr1628 kr1629 kr1630

Как всегда на турбазе нас встретили стаи котов, на этот раз это были молоденькие котята, видимо осенние.

kr1646

kr1648

kr1647Среди них был один без задней лапки и наши сердца (сердца истинных кошатников) не выдержали. Мы достали вяленое мясо, чтобы покормить беднягу и заодно его братьев.kr1632

Ангарский перевал встретил нас пронизывающим ветром. Быстро переходим дорогу и углубляемся в лес. Тут намного уютнее, нет инея и снега, только целые поляны первоцветов.  Дорога до родника Индек-Чокрак заняла не больше 1,5 часов.kr1633

Ставим палатку над родником, разводим костер в обустроенном костровище. Мы очень продрогли и промокли, и мечтали высушиться и согреться у костра. Но температура стремительно падала, и скоро наш градусник показал -9. Костер больше продымил нас, чем согрел, ну хоть обувь высушить удалось. Поужинав горячей едой и два раза выпив чаю, начинаем укладываться спать. Олег придумал для нас лайфхак для согрева в спальнике – пластиковые бутылки доверху заполненные водой он грел в огне. Выглядит и звучит странно, но это работает.

kr1643Вода нагрелась почти до кипятка и в спальнике оставалась горячей всю ночь. А утром теплой водой мы умылись и почистили зубы. Главное не перегреть, одна бутылка взорвалась, чудом не ошпарив ребят. Бутылки с горячей водой оказались ценным дополнением и позволили нам очень комфортно переночевать при такой низкой для нашей экипировки температуре.

Ошибка в маршруте и мы опять на перевале МАН

Утро было солнечным, что очень поднимало боевой дух коллектива. Мороз даже на солнце -3.

kr1635План был подняться к пещере МАН и проверить можно ли дальше выйти на Северное Демерджи. Этой тропой мы еще не ходили.

kr1636Веселые и бодрые поднимаемся по дороге до поворота. От дороги в сторону пещеры отходит две тропы, одна пологая, другая резко уходит вверх. Дружно принимаем неверное решение идти по пологой. Тропа натоптанная, но подозрительно идет не набирая высоты.

kr1638

kr1637Красивые виды вверх и вниз, полянки пролисков – провоцируют частые фотосессии. В итоге, через два часа мы уперлись в скалу. Толик вскарабкался наверх и резюмировал, что дальше можно пройти только с веревками. Пришлось поворачивать назад. Хорошо прогулялись, но до цели не дошли. Но мы не паримся. Возвращаемся на перевал МАН.

kr1639

kr1640

kr1641Впереди еще один холодный вечер и ночь. Температура опять опустилась до -8. Странная весна.kr1642

kr1644

Переночевали нормально, но уже начало сказываться постоянное перемерзание. Проверили прогноз на следующие дни – дождь. Решили возвращаться. Жаль, конечно, что не увидим Южную Демерджи – там у нас любимая елка, под которой мы уже столько раз стояли, что она нам как родная. Путь до трассы занимает полтора часа. На Ангарском ветер сбивает с ног. Загружаемся в теплый автобус под недовольные взгляды пассажиров – мы им не нравимся с нашими большими рюкзаками и пропахшие костром.

Обратная дорога заняла у нас меньше времени. По нейтралке мы летели под пронизывающим ветром так, что сразу было понято – домой. В Новоалексеевке нам повезло попасть на электричку до Запорожья и всего через 4 часа мы были дома. Холодная красота Крыма осталась только в воспоминаниях и на фото. В через неделю мы уже грелись под теплым турецким солнышком, не веря, что холодный Чатырдаг был на самом деле.