Поход по Западной Ликийской тропе: описание маршрута, вода, стоянки, полезная информация

Поход по Ликийской тропе – это удивительное приключение, полное неожиданных открытий, приятного общения, знакомств с новыми людьми. Ликайская тропа — это угрюмые горные тропы и гостеприимные местные жители. Это тысячелетние развалины и удивительная красота природы. Это снег на вершинах и теплое голубое море. И конечно это удивительные фотографии, которые Вы сделаете во время путешествия и которые будут дарить вам яркие воспоминания много-много лет.

Олюдениз — Карагач

Наш маршрут пролегал по западной части Ликийской тропы, которая начинается недалеко от поселка Олюдениз. От начала тропы идет хорошая ровная грунтовка, постепенно переходящая в тропу из ярко-оранжевой глины и крупных камней. Не дать не взять – «дорожка из желтого кирпича».

likia2

likia3Дорога пологая, подниматься по ней легко. Плавно набирая высоту, она незаметно выводит нас все выше и выше над морем. А внизу нам отрываются потрясающие виды бухты Олюдениз, известные на весь мир.

likia4

likia5Они часто становятся фоном для рекламы отдыха в Турции и уже стали визитной карточкой турецкого средиземноморского побережья.

С каждым поворотом картинка меняется, вид на бухту становится все более масштабным.

likia6

likia7Солнце периодически прячется за сизые тучи, напоминая нам о том, что прогноз обещал в ближайшем будущем несколько дней сильных дождей и эта солнечная погода будет не долго нас баловать.

likia8

На подъеме встречаем первую цистерну Ликийской тропы. Вода в ней оказалась чистая и очень холодная. Дальше такие цистерны будут встречаться довольно часто, но в большинстве вода в них не пригодна для питья.

likia10

likia9
Наши попутчики

Наконец очередной виток подъема выводит нас на ровный участок дороги. Перед нами во всей красе гора Бабадаг.

likia11Стоянку мы устроили на зеленой лужайке, как балкон нависающей над ущельем.

likia12Внизу, под семисотметровыми вертикальными стенами приютился живописный игрушечный поселок и голубая бухта. Очень красивое зрелище, но довольно страшно стоять на краю обрыва высотой в 700 метров.

likia15А козам не страшно.

likia17С заходом солнца небо заволокло тучами и поснимать ночные фото не удалось.

likia19 Ночью прошел дождь. Утром мы обнаружили, что в нашем тенте собралась дождевая вода, которой достаточно для приготовления завтрака. Ликийская тропа очень гостеприимна и заботлива, спасибо ей.

likia13Утро было пронзительно чистым и ярким.

likia18Над нами, как большие птицы, летали парапланеристы, спустившиеся на своих разноцветных крыльях с самого Бабадага.

likia14

Сегодня нам предстоит весь день идти вверх, мы временно сходим с маркированной Ликийской тропы, чтобы подняться к поселку Karaağaç. По тропе часто встречаются оборудованные источники воды.

likia22

likia23Вверх ведет обычная грунтовка, удобная для ходьбы и очень видовая.

likia20
Вот такая местами «дорога»

likia25

likia24

likia26

likia27

likia28С набором высоты становилось более ветрено и холодно. Но только перейдя перевал мы увидели, что прогноз не ошибся и дождь неминуем. Вокруг нас носило черные дождевые тучи – это было красиво, но не сулило нам ничего хорошего.

likia29Скоро нас перестали пугать и большие холодные капли посыпались с неба. Мы прибавили шаг и через час пришли на стоянку.

likia30
В таком тумане мы пробыли два дня

Дождь дал нам передышку для установки лагеря, но ужин мы приготовить не успели. Недоваренный, но горячий борщ показался нам верхом кулинарного искусства.

likia31Полтора суток над нами бушевали грозы. Гром был такой силы, что мы чувствовали как под нами дрожит земля. Нас поливало дождем вперемешку с градом.

likia32Из града мы делали чай.

likia33В редкие короткие передышки мы бродили по окрестностям, в тумане все вокруг казалось таинственным и зыбким. Вот неожиданно в разрыве облака показалась голубая бухта, но пока я включала фотоаппарат, меня снова затянуло туманом и я осталась гадать – привиделась мне бухта или она существует в этом мире.

likia34 На второе утро начало выглядывать солнышко и скоро стало понятно, что буря миновала и можно идти дальше. Солнце было таким горячим, что быстро высушило все, что успело намокнуть за эти двое суток. Окрестности нашей стоянки.

likia35

likia36

likia37likia38

Алинка — Гель

Сегодня наш путь лежал преимущественно вниз. В поселке мы не увидели ни одного человека, только стайка детей покричала нам «мани-мани» издалека и тут же скрылись, как только мы обратили на них внимание.

likia40За нашей спиной возвышался заснеженный Бабадаг, изредка показывающийся из-за туч.

likia39Вскоре мы вышли к краю спуска. Нам открылась ошеломляющая картина – почти вся наша сегодняшняя дорога лежала у нас перед глазами. Она была похожа на огромную змею, устремившуюся к морю.

likia41

likia42
Вид назад

Спуск очень крутой, но комфортный. То и дело с разных сторон нам открывались то бухты, причудливой формы, то темные ущелья, из которых веяло морозным холодом, пасторальные поляны с яркими цветами.

likia43

likia44

likia45

likia47

likia48

likia49Жители, которые встречались нам, неизменно здоровались и говорили теплые пожелания, приглашали нас к своему столу. На дороге нам встретилась черепашка. Попытки сфотографировать ее напомнили мне анекдот про наркомана, который охранял черепах, помните – про «они как ломанулись»? Так вот, теперь я не верю в сказки про медлительность черепах – она бежала по дороге с такой скоростью, что я не смогла сделать ни одного удачного кадра, а Олег смог словить ее в объектив, только когда она переползла дорогу и спряталась в траве.

likia46Наконец спуск закончился и начался небольшой подъем. Уже приближался закат и надо было торопиться. И тут рядом с нами остановился большой пикап. Турки, которые сидели в нем, жестами предлагали нас подвезти нас до деревушки Гель. Мы забрались в кузов и поехали. Это было незабываемое впечатление – ехать на скорости по петляющей горной дороге сидя в открытом кузове пикапа!

likia50Мы попросили высадить нас у магазина. Гостеприимная хозяйка, в первую очередь налила нам чаю. Ошалев от такого приема мы вспоминали все известные нам турецкие слова. Больше всего в турецком преуспел Саня. Он смог объяснить хозяйке, что мы хотим купить и даже получил небольшой урок правильного произношения, она его очень хвалила. Туркам очень приятно, когда вы пытаетесь что-то сказать по-турецки, поэтому постарайтесь выучить хоть несколько слов перед поездкой.

Хозяйка очень уговаривала нас остаться ночевать у нее на террасе, много раз повторяя, что это бесплатно. Однако нам хотелось ночевать на природе. И уже в последних лучах солнца мы пошли искать подходящее место. И мы не пожалели – на рукотворных террасах вокруг села росли целые поляны ромашек, тюльпанов и маков.

likia52Выбрав самую большую ромашковую поляну под сенью олив, мы поставили лагерь, приготовили ужин и уснули не успев донести голову до подушки. Подъем у нас был ранний – мы планировали астрофотосъемку. Вот что получилось.

likia51

likia53Больше фото тут.

Выйти рано не получилось, потому что вся эта цветочная красота требовала ее сфотографировать, да и погода была такая расслабляющая, что мы бродили по этим полянкам как зачарованные.

likia54

likia55

likia56

likia57

Бель — Патара

Наконец, собрав рюкзаки, мы выдвинулись в путь. Красная дорога бежала вниз мимо рукотворных террас и оливковых деревьев, мимо пчелиных плантаций и черепах.

likia58

likia59Одна из них согласилась позировать.

likia60Когда дорога начала резко падать в какую-то бухту, мы поняли что пропустили свой поворот.

likia61Пришлось возвращаться, но не далеко. На пастбище мы стали свидетелями рождения козлят.

likia62А потом видели садок для подросших коз.

likia63Рядом росла огромная олива, боюсь даже предположить сколько ей лет – думаю никак не меньше тысячи.

likia64Потом мы шли на очень красивую полянку – рукотворный балкончик над живописной бухтой. Вот в этом месте хорошо бы устроить лагерь. Но была только середина дня и нам нужно было идти дальше.

likia66За этим уютным и красивым местом начинался самый сложный для меня участок дороги. Узкая каменистая тропинка кое-как прилепилась на очень крутом склоне. Камни, которые вылетали у меня из-под ног катились вниз по несколько минут не находя препятствий и исчезали где-то в глубине ущелья.

likia67
Это тропа
likia68
А это куда падать с этой тропы

Мои спутники, как могли, подбадривали меня и мне удалось пройти этот, по сути совсем небольшой, участок. Но могу сказать, что несмотря на страх, который я там испытала, я признаю что виды, которые мы увидели, были уникальные и очень красивые. Теперь то я понимаю, что тропинка скорее выглядит страшно, чем опасна на самом деле. Однако, если вы боитесь высоты, вам лучше выбрать грунтовую дорогу которая идет немного выше этой тропы. Виды с нее открываются те же самые и страх высоты не будет мешать вам наслаждаться ими.

likia65

Дальше тропа идет по красивому лесу и выводит в село Бель. Мы остановились набрать воды и тут же к нам прибежал мальчишка из ближайшего геста, жестами приглашая нас идти за ним. У хозяйки геста нашлось все, что нам было нужно и плюс ко всему великолепный горный мед. Такой вкуснотищи я не ела никогда в жизни. Мы остановились на стоянку недалеко от села на заброшенных террасах.

likia70

likia69

likia71Олег заболел и мы планировали постоять тут один лишний день, чтобы дать ему отлежаться и поить его чаем с лимонами и этим замечательным медом. За два дня мы съели наверно полтора литра меда и еще взяли с собой на дорожку. Пока Олег спал мы гуляли по окрестностям и обнаружили заброшенные ликийские или римские развалины с большими комнатами-бассейнами до сих пор сохранившими свои крыши и какими-то письменами на камнях. В эти бассейны вода собирается из окрестных источников и все так правильно сделано, что в них и сейчас есть вода. Это удивительно, этим развалинам несколько тысяч лет, а все сохранилось в рабочем состоянии до наших дней. Несмотря на больное горло, пролежав целый день, Олег встал ночью делать ночные фотографии. Вот что значит настоящее увлечение!

likia72На следующий день небо затянуло и обещало пролиться дождем. Как только мы отошли от лагеря начался небольшой, но нудный дождь. Однако сама дорога была более чем приятная и мы уже радовались, что весь день будем идти вот так, по красивым лесам по ровной и удобной тропинке.

likia73Однако скоро тропинка резко упала вниз. От неожиданности мы даже не поверили что там можно идти – это было больше похоже на вертикальный камнепад, чем на тропу. Однако метки Ликийской тропы на камнях убеждали нас в обратном. К слову сказать, разметка на этом непростом участке сделана очень качественно, метки стоят буквально через несколько метров, а в неоднозначных местах их по несколько, плюс стрелочки и крестики (в тех местах где есть вероятность свернуть не туда). И тропа проложена очень грамотно и абсолютно безопасно. Так как мы очень быстро теряли высоту, скоро мы опустились ниже тучи и стало видно море и побережье. Неожиданно в просвете деревьев мы увидели пляж Патару, ярко освещенную солнцем.

likia75Тропа стала более пологой, но все равно не было ни одного ровного участка, чтобы устроить привал. Кое-как примостившись на камнях, мы немного отдохнули и перекусили.

likia74На спуске почти все растения колючие, так что при падении лучше ни за что не хвататься. Даже карликовые дубы, в обилии растущие среди скал имеют колючие листья.

likia77Нам встречались и большие красивые поляны, на которых росли исполинские сосны и неожиданные скалистые участки, на которых мы сразу спускались на несколько десятков метров.

likia78

likia76Потом тропа вышла на старую дорогу по которой мы уже быстро добежали до следующей стоянки. Ближе к Патаре вдоль дороги часто встречаются краны с водой, так что это хорошее место для стоянки.

likia79Мы выбрали для стоянки большую поляну с видом на Патару.

likia80После ужина мы снимали вечерний таймлапс, который очень оживило стадо баранов, пришедших на поляну во время съемки.

Начал накрапывать дождь и мы спрятались в палатку чтобы попить чаю с лимоном и медом. В связи с дождем ночных фотографий нет.

likia81Утром спустились к Патаре. Пляж поражает своей грандиозностью и пустынностью.

Пляж Патара

Пообщались с менеджером кемпинга, примостившегося на краю пляжа, и пошли в сторону Киника.

likia83
Кемпинг на краю Патары

Решили не ждать автобуса, а подсесть в него когда он нас нагонит.

likia84
Остановка долмуша, отсюда можно доехать в Киник
likia85
«У них этих помидоров завались»

likia86

Киник — Ксантос

Сегодня нам предстояло осмотреть древнюю столицу Ликийского государства – Ксантос и уехать в Финике, чтобы там продолжить наш поход.

likia87Ксантос расположен на самой высокой точке большой долины и с него открываются великолепные виды на окресности. Многие столетия Ксантос был самым могущественным и богатым городом на всем средиземноморском побережье. Упоминания о столице Ликии Ксантосе есть в поэме Гомера «Иллиада».

likia89Ксантос — археологическая жемчужина Турции. Город неплохо сохранился. Среди достопримечательностей можно увидеть античный театр, римскую арку, руины рыночной площади, некрополь с типичными для Ликии гробницами и саркофагами, восхитительный мозаичный пол, улицы и проспекты города.
Ксантос занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

likia88

Мы погуляли по Кинику, зашли в несколько магазинов, на рынок, и купили у молочника на улице замечательный горько-соленый турецкий сыр (часть которого даже добралась домой). И еще купили очень вкусный турецкий хлеб, о котором мы уже долго  мечтали. В горных деревнях можно было купить только тонкий лаваш. Булочная расположена прямо в пекарне и запах от нее вы услышите издалека. Овощи и фрукты можно купить в магазинах, однако на рынке они свежее и выбор больше. Рынок находится по центральной улице, метрах в двухстах от автовокзала.

likia90

likia91
Школа Киника — очень позитивные дети

Финике

Ближе к вечеру мы сели на автобус до Финике. Большая часть дороги проложена прямо по-над морем. Она серпантином вьется вдоль больших и маленьких бухточек, то поднимаясь выше, то спускаясь к самому морю. Внизу бушует темно-синее море, разбивая огромные волны об неприступные скалы. Захватывающее впечатление, очень рекомендую.

likia92

likia94

likia93Мы проехали несколько курортных городков,  и уже в темноте прибыли на вокзал Финике.

likia95Уставшие и немного дезориентированные дорогой мы устремились за город, в сторону Ликийской тропы и устроили лагерь на первой попавшейся ровной площадке, которая оказалась уставлена ульями. Пчелы в них громко гудели, но по ночам пчелы не летают и мы решили что можем безопасно переночевать здесь, а утром уйти.

likia96
Вид из нашей палатки на стоянке «пчёлы»

Рано утром на нашу площадку стали приходить местные жители. Они рассказывали, что пчелы могут укусить, но сами не уходили, а продолжали разглядывать нас и наши вещи. Их заинтересовали солнечные батареи и буферные аккумуляторы, фотоаппараты и другие походные мелочи. Сейчас, вспоминая как мы с ними общались, мне кажется, что мы говорили на одном языке, хотя они говорили только на турецком, которого я не знаю.

likia97Набрав воды в ближайшем дворе мы отправились по тропе вверх. У нас оставалось только два дня, поэтому мы планировали подняться до площадки с видом на Финике и спуститься на следующий день. Тропа в этом месте проходит по ущелью. День был очень жаркий и в ущелье не попадало не одного дуновения воздуха. Единственным местом достойным внимания, было русло высохшей реки.

likia99

likia98
В этом месте в углублении есть вода, но очень маленький дебет — капельный, скорее всего сезонный. Это приблизительно половина пути до выхода из ущелья

likia100Но мы были полностью вознаграждены за эти несколько часов не очень приятного трека, когда вышли из ущелья. Во-первых наверху дул холодный и сильный ветер, который не только сразу же нас охладил, но и заставил быстро одеться и даже одеть шапки. Во-вторых на вершине холма, к которому мы вышли, были развалины города, очень хорошо сохранившиеся – угадывались улица, местами сохранились стены домов, большие камни были исписаны ликийскими письменами, большой, но разрушенный, некрополь.

likia101

likia102И в-третьих, нам открылся такой потрясающий вид на долину, Финике и снежную вершину Тахтали, что мы тут же решили, что не зря сюда шли и будем ставить палатку прямо здесь, чтобы из нее был такой вид.

likia105
Розовый Тахтали

likia103

likia104
Наш праздничный прощальный ужин

Однако легче было сказать, чем сделать. Ветер и не думал утихать, а дул он с такой силой, что запросто мог сбросить нас в пропасть, на краю которой мы стояли. Но мы не собирались отступать. Втроем, кое-как мы развернули палатку, забросили в нее все вещи и Сашку и принялись ее растягивать и укреплять. Много раз в процессе мне казалось, что затея наши провалится. Но натянув тент и закрепив растяжки минимум тремя огромными валунами каждую, мы убедились, что палатка стоит надежно. А внутри так вообще было даже уютно. Когда мы закончили, к нам подошел пораженный турок (откуда он взялся мы не знаем, мы не видели чтобы за нами кто-то наблюдал) и жестами начал объяснять нам, что тут стоять плохо, лучше стать у него в хижине, ниже по склону. Мы, как могли, объяснили ему, что хорошо закрепили палатку и нас не унесет, и поблагодарили его за заботу. А он напоследок сказал, что в любом случае будет нас ждать, если мы передумаем. Вот такие они заботливые эти местные.

likia106Ветер дул не переставая всю ночь и все утро. Готовить завтрак на таком ветру не получится, поэтому мы решили просто быстро спуститься в Финике и там позавтракать в какой-нибудь кафешке. likia107

Спускались мы конечно не по тропе, а по дороге в другом ущелье.

likia108Дорога заняла два часа. Купив билеты на автобус до Стамбула и оставив вещи на хранение в автовокзале мы пошли гулять по Финике. Очень красивый и уютный городок, совсем не туристический.

likia109

likia110На этом походная часть нашей поездки закончилась. Нас ждет любимый Стамбул.