Путешествие по Кипру на машине и с палаткой в январе 2015 года

Кипр – одно из лучших мест в мире для отдыха и путешествий. Популярные пляжи и древние памятники, горы и дискотеки, шоппинг и национальная кухня – все это привлекает любителей пляжного отдыха и экскурсий по древностям. Если вы хотите увидеть все это за одну поездку вам нужно ехать  на машине по Кипру.
Идея поехать на Кипр возникла у меня спонтанно. Я нашла дешевые билеты в Ларнаку и план поездки созрел моментально. Было решено арендовать машину и проехать весь остров с востока на запад, ночуя в палатке где придется. Нам хотелось свободы передвижения и увидеть как можно больше. Вся организация поездки заняла несколько дней и вот мы уже летим на Кипр, чтобы провести там 7 удивительных январских дней.

Ларнака

В аэропорту Ларнаки нас встретил представитель компании и передал нам ключи от машины. Инструктаж и подписание договора заняло 5 минут и вот мы уже едем к морю, отчаянно стараясь не путать полосы и шарахаясь от встречных машин. Место первой ночевки я выбрала заранее в Google Earth, остановив свой выбор на пустынном пляже недалеко от аэропорта. Ужас был в том, что на улице стояла глубокая ночь, а наш навигатор не включился, и нам пришлось искать это место в темноте и по памяти.
Пляж оказался мокрый. В темноте было непонятно то ли это последствия недавнего шторма, то ли его затапливает. Поэтому я всю ночь просыпалась и проверяла не тонем ли мы.

Пляж рядом с аэропортом Ларнака

Вот этот камень в темноте прошлой ночью поставил нас в тупик – выглядел он так, как будто упал с неба и придавил ограждение, потому что кроме как с неба упасть там не откуда – вокруг абсолютно ровное пространство на многие километры.

В первую очередь мы пошли на экскурсию в местный супермаркет – нужно было узнать, чем мы будем питаться в ближайшую неделю и какие цены на продукты на Кипре. Супермаркет ни чем не отличался от наших, те же продукты и товары для дома, только цены выше.
Купили всякой вкуснятины на пробу и после легкого завтрака отправились осматривать Ларнакское соленое озеро и знаменитую мечеть Хала Султан Текке, которые находятся недалеко от аэропорта. Озеро наполняется водой только зимой. На берегу стоят лавочки. В это время года на них часто можно встретить людей с биноклями, которые терпеливо наблюдают за розовыми фламинго. Но фламинго не сильно балуют своих поклонников – когда мы там были, на другой стороне озера была только небольшая стая.

Мечеть Хала Султан Текке

Ларнакское соленое озеро зимой

Пешеходный маршрут рядом с Ларнакой

Пеший турист рядом Ларнакским озером

Вдоль озера проходит один из официальных пешеходных маршрутов Кипра. Мы даже встретили одного из туристов с довольно большим рюкзаком.
Мечеть Хала Султан Текке – одна из святынь мусульманского мира. Построена она в честь тети пророка Мухаммеда Умм Харам, на месте ее гибели. Сама мечеть и весь комплекс по домашнему уютные и простые. Ухоженый аккуратный дворик, лавочки и огромное количество котов все цветов и размеров. Людей в это время мы не застали, поэтому никто не помешал нам спокойно насладиться умиротворенностью этого места.

кот в мечети Хала Султан Текке

Внутренний дворик мечети Хала Султан Текке

Дальше наш путь лежал в Ларнаку. Движение на дорогах города довольно спокойное и город выглядит пустым, но на набережной найти место для парковки было непросто. На море штиль и на пляже собралось множество рыбаков.
Почти все кафе пустуют – зима не очень популярное время отдыха на Кипре. На набережной есть зоны free wi-fi, так что мы воспользовались этим и позвонили домой. На Кипре нет проблем найти открытый wi-fi, что очень удобно, когда путешествуешь с палаткой, а не живешь в отеле.

Мы пошли прогуляться по набережной Ларнаки, чтобы составить свое мнение об этом курортном городе. Мы прошли мимо Ларнакского замка, в стенах которого теперь располагается исторический музей.
В просвете домов — знаменитая церковь Святого Лазаря.
За крепостью идут маленькие гостиницы и обычные дома местных жителей, которые сдаются отдыхающим в летний сезон.

Рыбаки на пляже Ларнаки

Набережная Ларнаки

Кафе на набережной Ларнаки

Церковь Св. Лазаря в Ларнаке

Дома на набережной Ларнаки

Фрукты и овощи на Кипре лучше покупать в специальных магазинах – фруториях. Фрутория – это овощной супермаркет, здесь глаза разбегаются от разнообразия свежих фруктов, овощей и зелени. Часто рядом с магазином на лотках выставляют менее свежую продукцию по бросовым ценам. Недалеко от пляжа мы нашли фруторию и супермаркет Carrefour, которые находились напротив друг друга. Рядом с фруторией на лотках были выставлены апельсины в сетках, и пока мы обсуждали является ли указанная цена (1 евро) за килограмм или за сетку, подошел продавец и ответил нам на русском языке. Оказалось, что он из Грузии, его семья вернулась на родину своих предков много лет назад. Он учился в Харькове и очень любит Украину. Узнав, что мы путешествует на машине по Кипру, он сказал, что мы выбрали лучший способ ознакомления с островом. Он выбрал нам самые сладкие апельсины. Кстати, цена оказалась за сетку.
В Carrefour мы купили самого дешевого вина, справедливо рассудив, что так как мы не знаем какое вино лучше, зачем платить больше. Вино оказалось очень приличное, мы покупали потом такое же несколько раз.

Супермаркет Carrefour в Ларнаке

Сухое вино от KEO

Наконец-то, завершив все запланированные дела в Ларнаке, мы двинулись в сторону Мыса Греко. Ехать вроде бы недалеко, но скоро стало понятно, что в этот день мы не успеем проехать запланированный маршрут, солнце уже садилось и надо было искать место для ночевки. Недалеко от дороги я увидела рощу кипарисов и мы поехали к ним. За рощей показались башенки какого-то монастыря, которые красиво выделялись на темнеющем небе.

Дорога сама привела нашу машину в такое красивое место Кипра. Мы открыли вино и приготовили ужин. Этот бесконечный сложный день завершился. А нам казалось, что с момента приземления нашего розового самолета в аэропорту Ларнаки прошел не один день, а как минимум неделя.

Монастырь на фоне ночного неба Кипр

Мы не были уверены можно ли ночевать в палатке под стенами монастыря, поэтому проснулись очень рано, и оказалось не зря. Рассвет окрасил стены монастыря в розовые тона и схватив фотоаппарат мы побежали фотографировать эту красоту. Палатка и все вокруг оказалось покрыто плотной росой, поэтому пришлось ждать, когда солнце поднимется повыше и высушит палатку.
Утром мимо нашей палатки проехал фермер на тракторе, увидев нас, он приветливо помахал нам, чем очень нас успокоил и порадовал. После завтрака мы отправились осматривать монастырь. Он построен в память о трагических событиях 1974 года. Дверь на монастырский двор была дружелюбно открыта. Войдя на территорию, мы попали в какую-то миниатюрную сказку – маленькие деревца, миниатюрные фонарные столбы, маленькая колоколенка. И гигантские глиняные кувшины. Атмосфера здесь по-домашнему уютная, везде стоят цветы в горшках, лавочки и автомат с водой и сиропами для посетителей. Рядом с монастырем расположен большой храм, составляющий единый ансамбль с монастырем.

Монастырь в лучах восходящего солнца
Выставка старинных орудий труда
Монастырский дворик - фонарики и колоколенка

Монастырь на Кипре

Мыс Греко — Протарас

На самой оконечности мыса Греко стратегически расположена английская военная база, поэтому проехать туда нельзя. Поблизости есть несколько оборудованных спусков к морю. День был очень жаркий и море так и манило своей прозрачной прохладой окунуться, что мы и сделали. Вода немного прохладнее, чем хотелось бы, но мы все равно получили удовольствие от купания. А еще от полного отсутствия людей в обозримом пространстве – неоспоримое преимущество зимы.

Мыс Греко

Мост грешников Кипр

На машине по Кипру, военная база на мыс Греко

Следующим пунктом нашего пути была церковь Агиа Анаргири, стоящая почти на самом обрыве скалы, она как будто парит белоснежной птицей над синим морем. Агиа Анаргири любимое место свадебных фотографов – сюда приезжают для фотосессии многие молодожены. И место действительно очень романтичное. А еще здесь орудует кошачья мафия – большая семья довольно упитанных котов. Они разыграли целое театральное представление по изъятию пищи у доверчивых туристов. Я отдала им полкило грудинки, добровольно. А они здорово позировали для нашей фотокамеры. Но как только подъехала новая машина, вся орава переместилась к ней.

Читайте также: Стоит ли ехать на Кипр зимой?

Церковь Агиа Анагири над обрывом

Дальше дорога вывела нас в курортный Протарас. Город был совершенно пуст, даже не верится, что летом здесь яблоку негде упасть. Мы заехали в местный супермаркет, чтобы пополнить запасы продуктов и вина и отправились искать место для ночевки. Мы хотели найти место с красивым видом, но все никак. И уже в сумерках мы выехали на великолепное место с видом на Протарас и море. Откупорив новую бутылку кипрского вина, мы любовались зажигающимися огнями города.

Протарас на заходе солнца

Утром, выглянув из палатки перед рассветом, мы увидели несколько огромных пикапов, стоящих рядом с нами. Как мы могли не услышать такие огромные машины, удивительно. Восход над ПротарасомИли может, предупредительные киприоты тихо подкрались, чтобы не разбудить спящих туристов, я бы не удивилась. Вокруг нас начали раздаваться громкие хлопки и мы поняли, что ночевали на охотничьих угодьях. Подъезжали еще пикапы, из них выходили суровые мужчины с ружьями, здоровались с нами и исчезали в деревьях. Большинство местных жителей ездят по Кипру на таких больших машинах. Восход солнца был великолепен и позволил нам сделать красивый тайм-лапс.

Вид из палатки на Протарас

Кипрская картошкаНа завтрак у нас была кипрская картошка, та самая, которую заказывают ко двору английской королевы. Мы с любопытством ожидали, что же такого замечательного в этой картошке. И да, она оказалась действительно вкусной и необычной – кремовая текстура и нежный вкус, можно даже не добавлять масло и сливки – она и так сливочная как крем. Очень вкусно.

Акведук Камарес вид сверхуСегодня наш путь поворачивает назад в сторону Ларнаки и дальше в горы Тродоса. По дороге заехали посмотреть знаменитый акведук Камарес. Он построен в 1747 году для обеспечения города водой и эксплуатировался до 1939 года. До строительства акведука воду в Ларнаку привозили из источников в нескольких километрах от города. Сейчас он частично разрушен из-за обширного строительства вокруг города. Впечатляющее сооружение.

Читайте также: Что можно увидеть в Стамбуле за один день?

Акведук Камарес в Ларнаке

Горные деревушки Кипра – Лефкара, Като Дрис, Вавла

Несколько десятков километров по скоростной трассе и мы сворачиваем на узкую горную дорогу. Нас встречают серпантины и немыслимые уклоны и мы уже радуемся, что взяли в прокат машину с коробкой автомат.

Лефкара, магазинчик сувенировСкоро мы попадаем в знаменитую деревню Като Лефкара — пряничная деревушка на горных склонах, куда летом толпами привозят туристов с побережья. Лефкара знаменита серебряными изделиями и кружевом – тут их продают на каждом углу. Но сейчас все закрыто, деревня совершенно пустынна, хотя заброшенной не выглядит. Сейчас мы здесь единственные туристы. Мы бродим по узким улочкам и балдеем от удовольствия – вся эта красота только наша – никто не лезет в объектив и не портит фото, никто не зазывал нас что-нибудь купить. Мы не встретили ни одного человека! Это ли не настоящий кайф.

Като Лефкара - горшочки

Остановка Като Лефкара

Чтобы расширить туристическую среду Кипра, последние годы государство выделяет деньги на реставрацию горных деревушек. Раньше туристы ехали только в Лефкару, и другие раскрученные места, а заброшенные деревушки находящиеся в нескольких километрах оставались без внимания. Одна из таких отреставрированных деревень — Като Дрис – находится в трех километрах от Лефкары.

Като Дрис - маленькие дворики

Для ночевки мы выбрали оливковую рощу над дорогой недалеко от села. С нее открывался отличный вид на долину и монастырь Святого Минаса, а на другой стороне долины уже зажигала вечерние огни деревня Вавла.

Оказалось, что найти место для ночевки в палатке на Кипре не проблема и местные жители не против. Нас не выгоняли, не вызывали полиции и всегда были рады нас видеть.

Вид на монастырь Микос

Наша стоянка в оливковой роще

Привычно проснувшись перед рассветом, мы обнаружили, что мягкая и пушистая земля оливковой рощи превратилась в липкую глину. Мы уже привыкли к неимоверной влажности по утрам, но в этот раз это было жестоко. Глина налипала на обувь и пачкала все наше снаряжение. Но как всегда жаркое кипрское солнце за несколько минут высушило землю и мы без труда отмыли все, что успело испачкаться. Зато вид с нашей площадки был поистине потрясающий. Захватив завтрак, мы выбрались на насыпь над дорогой, откуда было лучше видно долину. Пассажиры проезжающих мимо автобусов с удивлением глазели на невесть откуда взявшихся туристов, с чашками и тарелками, завтракающих над обочиной.

Вид на монастырь Минас

На машине по Кипру, оливковая роща над дорогой

Вавла — совсем маленькая деревушка, прилепилась на крутом склоне, отчего ее улочки больше похожи на горки. Она оказалась такой же ухоженной и красивой и такой же безлюдной. Тогда я подумала, что все эти деревушки непременно перепутаются у меня в голове. Однако, так не случилось, каждая из них обладает индивидуальностью и я по сей день хорошо их различаю.

Читайте также: Как самостоятельно оформить про-визу на Кипр

Деревня Вавла Кипр

Церковь Кипр

Сегодня мы продолжаем ехать в сторону Тродоса, по узким горным серпантинам. Этот день принес нам незабываемые впечатления и ни с чем не сравнимое удовольствие езды по идеальным кипрским дорогам. Мы часто останавливались в красивых местах, чтобы полюбоваться видами. Обычно в таких местах есть «кармашек», чтобы можно было съехать с дороги, лавочка, а иногда даже столик с навесом и кран с водой.

Дороги на Кипре идеальные

Лавочка около дороги Кипр

Кипр старое кладбище

Тродос — Олимпос

Уже в вечером мы доехали до полосы снега. Удивительно было, что снег появился внезапно, только что еще его не было, и вот за поворотом уже толстый покров снега. На закате мы проехали деревню Тродос и поехали к вершине. Мы остановились, не доезжая до вершины. На самой высокой точке находится английский радар и проход туда запрещен. Машину мы оставили на стоянке, потому что снега было так много, что мы засомневались, что наша паркетная девочка сможет проехать хотя бы несколько сотен метров по такому покрытию. Немного прогулялись по окрестностям и вернулись ужинать в машину, потому что снаружи было довольно холодно.

Закат в деревне Тродос

Вид с Тродоса на побережье и Лимассол

Праздничный ужин на Тродосе

На ужин у нас были бутерброды с красной икрой, которую мы привезли из дома. Мы посчитали ужин на самой высокой точке Кипра достойным быть праздником. Праздничную картину завершило хорошее вино и кипрская музыка по радио. Вечер удался на славу и ставить палатку, чтобы лечь спать мы отправились за полночь. Это была самая холодная ночевка – на снегу и при минусовой температуре.

Читайте также: Что попробовать на Кипре — национальная кухня и лучшие блюда

на машине по Кипру, восход над Тродосом

На рассвете пошли искать видовую площадку, чтобы сфотографировать восход солнца. Потом собрали палатку, съели по паре бутербродов и пошли гулять по парку. Все окрестности самой высокой точки острова и горного массива Тродос – горы Олимпос (1951м) это национальный парк Тродос. По нему проложено множество пешеходных и валосипедных маршрутов. Сами киприоты называют гору Хионистра – «снежная», снег здесь лежит с декабря по март. Недалеко от вершины есть несколько подъемников, местные жители и туристы приезжают сюда покататься на лыжах. Здесь растет много эндемиков, но сейчас они укрыты толстым слоем снега, торчат только таблички. Вековые сосны и кедры, кипарисы и можжевельники, сказочно красиво. Мы гуляли несколько часов и встретили только двух человек – еще одно подтверждение, что зима – лучшее время для поездки на Кипр.

На Тродосе снег

Парк Тродос

Зато когда мы вернулись к машине на дороге уже было настоящее столпотворение – машины сновали туда-сюда, на вершину шли пешеходы и даже велосипедисты поднимались по этому не маленькому уклону. Мы тоже поехали посмотреть, чем заканчивается эта дорога. Дорога привела нас к воротам английской базы. Навигатор зафиксировал высоту 1928 м – дальше нельзя. Даже фотографировать нельзя, но все конечно фотографируют друг друга на самой высокой точке острова.

Дорога на вершину Тродоса

Наше путешествие на машине по Кипру продолжается и наш маршрут лежит в сторону полуострова Акамас – самой западной точки острова. По пути вниз по серпантину мы проезжаем живописные деревушки Продромос, Педулас, Калопанайотис и Геракис.
В деревне Продромос делаем последние фото на фоне заснеженного Олимпоса и устремляемся вниз.

Деревня Педулас

Деревня Калопанайотис Кипр

Деревня Геракис

Монастырь Кикос Кипр

К вечеру проезжаем знаменитый монастырь Кикос. Останавливаться не стали, потому что было уже довольно поздно. После Кикоса дорога приобретает какое-то зловещее настроение – солнце за горой, мы едем в мрачной тени, машин не попадается вовсе, все время с одной стороны скала, с другой стороны обрыв и нет никаких съездов с дороги или площадок, чтобы поставить палатку. Мы уже невесело шутили, что поставим палатку прямо в одном из небольших «кармашков» на дороге. Солнце уже спряталось за горизонт, когда сгущавшихся сумерках мы заметили грунтовку, отходившую от дороги и нырявшую вниз. Это был наш последний шанс и, «о, чудо!», дорожка заканчивалась ровной площадкой, где можно было поставить палатку. Площадка со всех сторон была окружена обрывами, но была достаточно большой даже для нескольких палаток. Ночью разыгрался такой сильный ветер, что я сквозь сон, боялась, что нас сбросит в пропасть.

Мрачные дороги в тени горы

Наша стоянка

Приготовление завтрака

Наша машинка

Полис – пляж Латси – бухта Афродиты

Утро было кристально чистое и свежее после ночного ветра. Дорога на спуске очень живописна, несколько раз мы останавливаемся, чтобы полюбоваться открывающимися видами. Первой сегодня на нашем пути встречается великолепная деревушка Лисос, дорога выходит прямо на красивую деревенскую церковь с колокольней.

Дороги на Кипре

Горные дороги на Кипре

Церковь деревушки Лисос Кипр

После нескольких дней в горах глаз радуется бескрайним апельсиновым и мандариновым садам. И вот мы уже в городе с неожиданным названием Город (Полис). Заезжаем в супермаркет Папантонио для пополнения запасов. В нем был целый отдел с украинскими товарами – порадовало такое напоминание о родине.

Читайте также: Национальные напитки Кипра — что привезти домой?

На пляже Латси по-зимнему безлюдно, виллы вдоль пляжа пустуют, а кафе и рестораны закрыты.
По дороге к бухте Афродиты случайно сворачиваем не туда и, в итоге заставляем нашу маленькую машинку спускаться по такому чудовищному спуску, что из машины не было видно дороги. Думала мы кубарем оттуда скатимся, но она справилась.

Пляж Латси на Кипре зимой

У ванн Афродиты народу было побольше. Тут оказалась конечная остановка какого-то общественного автобуса, значит можно сюда добраться и без машины. Хотя на машине по Кипру передвигаться, конечно, удобнее. Спустились к морю, пофотографировали пенные волны и себя на их фоне. Глядя на них стало понятно, почему Афродита родилась здесь из пены морской, тут такое количество пены, что хватило бы на целый полк Афродит. Вдоль всего берега много неглубоких подводных камней, разбиваясь о которые волны взбиваются в густую белоснежную пену.

Волны в бухте Афродиты

Берег Афродиты

В плане у нас было заехать на полуостров Акамас и мы поехали дальше. Но скоро асфальтированная дорога закончилась и стало понятно, что по такой грунтовке наша машинка не пройдет. Мы въехали в какой-то кемпинг, из тех, что образовались 40 лет назад, когда греки-киприоты вынуждены были бежать с севера с тем скарбом, который смогли увезти. Они селились в трейлерах, надеясь, что все это ненадолго и скоро можно будет вернуться домой. Но ничего не закончилось, люди постепенно обзавелись другими домами на южной части острова, а эти маленькие поселки беженцев так и остались разбросанными по всему побережью. Поселок был пуст, только недалеко от нашей стоянки в одном из трейлеров были люди. Они гостеприимно поприветствовали нас, было приятно такое доброе отношение к совершенно незнакомым людям.
Мы поставили палатку на самом обрыве, и волны внизу шумели с такой силой, как будто стоишь рядом с работающим двигателем самолета. Я думала, что под такой шум я не засну. Однако заснула я мгновенно как только забралась в спальник.

Кемпинг на полуострове Акамас

Кемпинг на Акамасе

Восход солнца в бухте Афродиты, полуостров Акамас, Кипр

Рассвет в бухте Афродиты великолепен. Мы никак не могли заставить себя уехать из этого уютного места, ходили по окрестностям, рассматривая и представляя как тут летом, когда во всех этих домиках будут отдыхать люди. Но больше оттягивать было нельзя, ведь сегодня наш последний день, а мы находимся на другом конце острова от аэропорта Ларнаки. И еще хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на Пафос и Лимассол.

Пафос — Лимассол

До Пафоса мы добрались быстро, но на берег решили не ехать, а посмотреть на обычный город и его жителей. Нам понравилась размеренная, не курортная жизнь, мы прогулялись по маленьким улочкам, посмотрели на город с высоты.

дорога на Пафос

Вид на Пафос

Улица города Пафос, Кипр

Полет парапланериста над морем недалеко от Лимассола, Кипр

В Лимассол мы поехали не по скоростной трассе, а по обычной дороге, чтобы наслаждаться видами моря. Ближе к Лимассолу дорога проходит по территории военной базы. Мы наблюдали за забором военный городок, но фотографировать не решились. Здесь же находится самый известный археологический объект Кипра – город Курион. Сначала мы заехали на стадион – ничего интересного мы не увидели, но было интересно представлять как здесь проходили состязания и стадион был полон людей. Посмотреть на город нам не удалось, оказалось, что по воскресеньям музей не работает. Ну мы не сильно расстроились, посмотрим в следующий раз. Зато поглазели, как летают парапланеристы прямо под знаком « не летать!».